Характерной особенностью восточных методов обучения является неукоснительное следование природным ритмам, в том числе ритмам человеческого организма, важнейшим из которых является ритм дыхания. Именно координация дыхания с движением, считают на Востоке, становятся источником эффективности любого физического действия, основой специальных методов психорегуляции.

            Рассмотрим характер дыхательно-двигательной координации на примере равномерно ритмизированного бега. В боевых искусствах, по существу даже обычный бег превращается в специальное физическое упражнение и метод психорегуляции. Принцип равномерной ритмизации бега состоит в пропорциональном распределении равного числа шага на выдохе и вдохе. Общее правило - преобладание нижнего дыхания сохраняется. Основное внимание уделяется выдоху, который акцентируется в конечной фазе, чтобы энергичный выброс остатков воздуха "создал" вакуум, неоходимый для рефлекторного вдоха. В этом случае воздух не втягивается с усилием, а естественно "выпускается", пока легкие не наполнятся и не будут готовы к следующему активному выходу. Осознанный контроль дыхания особенно важен на начальной этапе обучения. Равномерно ритмизированному бегу. Японские спортсмены с этой целью озвучивают выдох, произнося определенные словесные формулы. По своей фонетической структуре они легко сочетаются с выдохом и позволяют акцентировать завершающую фазу, чтобы очистить от остатков воздуха нижнюю часть легких. Такими формулами могут быть, например, "эй-сё" или "тэн-сё".

            Начинать освоение равномерно ритмизированного бега можно с ходьбы на месте, при которой легче скоординировать дыхание и движение. Выдох выполняется на четыре шага, их деляют в умеренном темпе (примерно за 2 секунды), начиная с левой ноги. Одновременно произносится та или иная словесная формула с растягиванием первого слога на первые два шага ("э-эй") и акцентным завершением выдоха на следующие два шага с энергичным при дыхании на четвертом шаге ("сё-о"). На следующие четыре шага воздух спокойно "впускается в легкие". Затем весь двигательно-дыхательный цикл повторяется.

            Когда ритм схвачен можно переходить к бегу на месте в том же темпе, а затем к обычному бегу, начиная с небольших шагов. Увеличение длины шагов во время бега при сохранении заданного темпа дает увеличение скорости движения и общей нагрузке. Сила акцентируемого выдоха увеличивается прямо пропорционально нагрузке и интенсивности дыхания - чем больший объем воздуха циркулирует в одном дыхательном цикле, тем более активно мышцы живота вовлекаются в работу, чтобы обеспечить полный выброс воздуха (и тем громче приходится произносить соответствующие словесные формулы).

            После того как заданный ритм бега и дыхания станет естественным, весь "аппарат" координации дыхания и движения будет работать как бы на автоматическом режиме. При этом уже не обязательно произносить слова, достаточно только озвученного акцентируемого выдоха. Тем самым создаются условия для полного освобождения сознания и перехода в состояние так называемой активной медитации. В таком состоянии сознания человек способен на многое. При достаточной общей физической подготовке и тренированности он, переходя на такое "автопилотирование", может преодолевать сверхмарафонские дистанции. Одним из тестов в некоторых японских школах является, например, непрерывный бег в течении суток и более.

            Все эти фундаментальные принципы находят прямое продолжение во множестве узкоспециальных методов боевой подготовки. К ним относятся способы закаливания ("кондиционирования") различных ударных поверхностей тела, освоения техники разбивания разных твердых предметов, упражнения на ударовыносливость и способность сопротивления огромным тяжестям, давящим и колющим воздействиям на слабые точки тела и т.п. В основе этих "сверхнормальных" возможностей лежат все те же принципы координации дыхания и движения, концентрации и расслабления, управления энергией и сознанием.

В боевых искусствах взгляд является одним из показателей мастерства. Взгляд новичка обычно приковывается к рукам, ногам или глазам противника, выдавая неуверенность, растерянность и т.п. Не случайно воины и профессиональные шпионы древности учились по взгляду противника определять степень его готовности и намерения, а также использовать взгляд (приемы гипноза) для того, чтобы лишить противника способности к серьезному сопротивлению.

            Это и понятно, так как взгляд (как и дыхание) неразрывно связан с состоянием сознания и контроля над ним. Знаменитый японский мастер фехтования на самурайских мечах Миямото Мусаси, обобщая опыт древних мастеров, советовал смотреть в лицо противника, сузив глаза, и добиваться спокойного взгляда. Глазные яблоки при этом не должны двигаться. Мусаси так сформулировал главное правило: "Воин должен всегда видеть далекие вещи, как если бы они были рядом, а близкие как бы в отдалении". В любом единоборстве рекомендуется смотреть насколько возможно вдаль, чтобы воспринимать противника в целом, не отвлекаясь на детали. Такой взгляд, как бы "пересекающий" противника, может вывести неподготовленного человека из равновесия.

            Для формирования правильного взгляда надо ежедневно выполнять специальную гимнастику для глаз. Одно из простейших упражнений: не двигая головой, водить глазами как можно дальше вверх, вниз, вправо, влево и по кругу в одну и другую сторону. Это упражнение можно делать с разной скоростью (вначале, разумеется, медленно), с открытыми и закрытыми глазами. Если глазные мышцы устанут, нужно несколько раз крепко зажмуриться и быстро поморгать глазами или, закрыв глаза, наложить на них основания ладоней и сделать несколько мягких вращательных движений, слегка надавливая на глазное яблоко. При пробуждении ото сна, чтобы увеличить визуальную ясность, также рекомендуется сделать массаж глаз. Но следует учитывать, что, как и во всех других случаях, эти физические упражнения в системе боевой подготовки сочетались с психотренингом. Старые мастера, ежедневно подолгу рассматривая лист или ветку дерева в саду, учились наблюдать за малейшими объектами и замечать малейшие изменения в их форме и движении..

            Другая сторона, связанная с формированием правильного взгляда, "пересекающего" противника, имеет отношение к увеличению общего обзора, столь важному для ведения боевых действий. Через переферийное зрение проходит большая часть информации, поэтому старые мастера боевых искусств придавали важное значение развитию переферийного зрения.

            Одно из несложных специальных упражнений, развивающих переферийное зрение, состоит в следующем. Надо устремить спокойный взгляд вдаль и, не фиксируя его ни на чем и не обращая его в сторону, медленно поднять руки вперед. Делая пальцами или кистями любые движения и постепенно разводя руки в стороны и далее чуть за спину, надо стараться воспринимать характер этих движений. Вначале они должны быть более простые и заметные, затем более сложные и неприметные. Чем дальше от центра на переферию будут перемещаться руки, тем более смутно будут восприниматься эти движения. Так и должно быть, если не поддаться искушению перевести взгляд прямо на то, что движется сбоку или чуть сзади. Главное здесь- выработать способность улавливать на переферии взгляда малейшие движения и сразу оценивать их характер. Данному принципу тренировки можно следовать также в работе с партнером или двумя партнерами, которые руками рисуют в воздухе геометрические фигуры, цифры, буквы, сжимают или разжимают кулаки, берут различные предметы и т.п. Они могут задавать контрольные вопросы относительно движущихся объектов, их конфигурации, направления движения и т.п. При достаточной изобретательности можно включить в тренировку упражнения не только на расширение бокового зрения, но и на освоение вертикальной и диагональной осей переферии, то есть на выработку способности воспринимать то, что происходит внизу и сверху от оси "пересекающего" взгляда, во всех угловых зонах. Анологичные упражнения можно выполнять и в других позициях, например, повернув голову вправо или влево, устремляя "пересекающий" взгляд в соответствующем направлении лежа на спине и т.п.

            Итак, подведем итог, человек имеющий развитое переферийное зрение, быстрее среагирует на неожиданную опасность как в боевых единоборствах, так и в повседневной жизни.

            В восточных школах воинских искусств вслед за освоением рукопашного боя принято изучать приемы боя с оружием. Умение владеть им - основное условие выживания при встрече с более сильным или многочисленным противником.

            Существует ряд технических комплексов с ножом и палками различной длины.

            Для занятий единоборствами большое значение имеет наличие и качество тренажеров. Тренажеры - это специальные спортивные снаряды, предназначенные для учебного процесса и более качественного освоения тех или иных физических упражнений. В восточных школах рукопашного боя с давнего времени применяются различные простейшие приспособления для тренировки силы и быстроты проведения ударов руками и ногами, улучшения реакции, устойчивости и координации движений.


Ниже расположенные уроки не требуют большой физической силы. В их основе лежит точный хорошо поставленный удар в область болевой точки, мгновенно парализующий и травмирующий противника. Также позволяют познакомиться с различными способами выхватывания оружия и приемами обезоруживания противника.

УРОК №1

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Разучивать подготовительные упражнения на координацию движений и для увеличения чувствительности пальцев в приемах с ножом:
  1. Парные упражнения:
  1. На принципе использования инерции противника строятся и приемы защиты, проводимые без помощи рук, за счет движения ног и перемещения тела. Перемещаясь в сторону атаки противника, надо уйти от контакта с ним за счет амплитуды своего движения, сохранив при этом устойчивое положение тела. Подобные ситуации могут возникнуть при нападении на вас сзади или в темноте, когда вы только в последний момент можете заметить или почувствовать острие колющего оружия у своего тела. Чтобы обучиться этим сложным в координационном смысле приемам, необходимо укрепить спину, пресс, бедра, развить хорошую реакцию, увеличить амплитуду движений туловища и тазобедренных суставов, а также выполнить ряд подводящих упражнений на согласованность движений с действиями партнера. Приведем некоторые из них:

Следующее упражнение синтезирует два предыдущих.

По мере овладения упражнениями необходимо изменять направление атаки и увеличивать скорость перемещения туловища, выполнять задания с завязанными глазами.

  1. Разучить атакующие движения после выхватывания ножа, висящего на поясе. Разучить приемы нападения, защиты повторной атаки:
  1. Освоить подготовительные упражнения с палкой на координацию движений и повышения чувствительности пальцев и лучезапястного сустава:
  1. Разучить защиту против палки. Атакующий наносит правой рукой удар короткой палкой сверху по голове противника. Защищающийся делает шаг левой ногой вперед, предплечьем левой руки проводит верхний блок с переходом на захват атакующей руки противника. Правой рукой захватывает палку выше середины, тянет резко вниз на себя, прводит рычаг на сжатые пальцы противника, наносит свободным концом удар по голове и вырывает оружие из его руки. Повторить 20 раз и поменяться ролями.

УРОК №2

  1. Разминка-15мин.
  2. Акробатика-20мин.
  3. Повторить подготовительные упражнения, необходимые для изучения приемов с ножем и рассмотренные на 1-м уроке.
  4. Повторить приемы с ножом, разученные на 1-м уроке.
  5. Разучить новые приемы с ножом:
  1. Повторить подготовительные упражнения с палкой, предложенные на 1-м уроке.
  2. Повторить приемы сомозащиты против ударов палкой, разученные на 1-м уроке.
  3. Разучить новые приемы самозащиты против ударов палкой.

Атакующий првой рукой наносит удар сверху короткой палкой по голове противника. Защищающийся делат щаг првой ногой вперед и предплечьем правой руки проводит верхний блок в предплечье атакующей руки противника. Левой рукой захватывает палку выше середины, резко тянет вниз на себя, проводит рычаг на сжатые пальцы противника и вырывает у него оружие. Выполнить 20 раз и поменяться ролями.

УРОК №3

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Повторить имитацию ударов ногами и руками по заданию тренера-30 мин.
  4. Разучить приемы самозащиты против 2-х атакующих.

Защищающийся стоит между 2-х атакующих, которые захватили его запястья обеими руками. Он поворачиваются влево на 90°, слегка приседает на правую ногу, отклоняется назад, сгибает правую руку в локте и освобождается от захвата одного из партнеров. Затем поворачивается на 180° вправо, одновременно приседает на левую ногу, отклоняет туловище назад, сгибает левую руку, имитиррует круговой удар правым локтем в голову другого партнера, освобождается от 2-го захвата и имитирует удар правой ногой вперед, в промежность первого атакующего. Выполнить по20 раз, поочередно меняясь ролями.

  1. Поработать в парах над индивидуальной техникой.
  2. Провести круговую индивидуальную тренировку на тренажерах по предложенной выше схеме.
  3. Провести учебно-тренирочный бой по заданию тренера.

УРОК №4

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акроботика-20 мин.
  3. Повторить подготовительные упражнения, необходимые для изучения приемов с ножом.
  4. Повторить приемы с ножом, изученные на 1-м и 2-м уроках.
  5. Разучить новые приемы с ножом:
  1. Повторить подготовительные упражнения с палкой.
  2. Повторить приемы самозащиты против ударов палкой,разученные на 1-м и 2-м уроках.
  3. Разучить новые приемы самозащиты против ударов палкой:

УРОК №5

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Повторить подготовительные упражнения, необходимые для изучения приемов с ножом.
  4. Повторить приемы с ножом, предложенные на 1,2 и 4-м уроках.
  5. Разучить новые приемы с ножом:
  1. Повторить подготовительные приемы с палкой.
  2. Повторить приемы сомозащиты против ударов палкой, разученные на 1,2 и 4-м уроках.
  3. Разучить новые приемы самозащиты против ударов палкой:

УРОК №6

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Повторить имитацию ударов ногами и руками по заданию тренера-30 мин.
  4. Повторить приемы самозащиты против 2-х атакующих, разученные на 3-м уроке.
  5. Проработать в парах над индивидуальной техникой.
  6. Провести круговую индивидуальную тренировку на тренажерах.
  7. Провести учебно-тренировочный бой по заданию тренера.

УРОК №7

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика 20 мин.
  3. Повторение подготовительных упражнений, необходимых для изучения приемов с ножом.
  4. Повторить приемы с ножом, предложенные на 2,4 и 5-м уроках.
  5. Разучить новые приемы самозащиты против ударов ножом.

Партнеры стоят на расстоянии вытянутой руки. Атакующий правой рукой наносит сверху колющий удар ножом в голову пвртнера. Защищающийся левым предплечьем проводит верхний блок с переходом на захват атокующий руки противника, затем правым кулаком имитирует удар снизу по внутренней стороне правого плеча атакующего в область его плечевого нерва и имитирует удар ребром правой ладони по шее. Выполнить 20 раз и поменяться ролями.

Разучивать новые приемы самозащиты против ударов палкой. Атакующий обеими руками наносит удар палкой справо налево, по диагонали, по туловищу противника. Защищающийся ставит правую ногу впереди скрестно левой, прогибается, пропускает палку над своей грудью, разворачивается на месте вправо и выходит из опасного положения.

УРОК №8

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Повторение подготовительных упражнений, необходимых для изучения приемов с ножом.
  4. Повторить приемы с ножом, предложенные на 4,5 и 7-м уроках.
  5. Разучить новые приемы самозащиты против ножа.

Партнеры стоят на расстоянии вытянутой руки. Атакующий правой рукой наносит колющий удар снизу ножом в живот партнера. Защищающийся левым предплечьем проводит нижний блок в предплечье атакующей руки партнера, затем имитацию прямого удара правым кулаком по его правой двуглавой мышце; захватывает его правое плечо снаружи, резко тянет на себя, разворачивает свою левую руку ладонью вверх, поворачивается на месте на 180°, сгибает туловище противника, поднимает его правую руку и, наконец, опрокидывает его на спину. Выполнить 20 раз и поменяться ролями.

  1. Продолжить изучение технического комплекса с ножом.
  2. Повторить подготовительные упражнения с палкой.
  3. Повторить приемы самозащиты против ударов палкой, предложенных на 4,5 и 7-м уроках.
  4. Разучить приемы самозащиты против ударов палкой.

Атакующий наносит удар справа налево палкой по спине противника. Защищающийся быстро приседает и пропускает удар над своей головой. Атакующий проводит повторный удар палкой по ногам защищающегося. Последний подпрыгивает над палкой и уходит из опасного положения.

УРОК №9

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-30 мин.
  3. Повторить имитацию ударов руками и ногами по заданию тренера-20 мин.
  4. Повторить приемы самозащиты против нападения двух партнеров, предложенные на третьем уроке.
  5. Разучить новые приемы самозащиты против 2-х атакующих.

Один из атакующих стоит за спиной защищающегося, захватив обеими руками его руки. Другой стоит перед защищающимся и правым кулаком наносит прямой удар в голову. Защищающийся левой ногой наносит удар по дуге внешней частью стопы в предплечье атакующей руки партнера и отводит ее в сторону; проводит правой ногой имитацию удара вперед в промежность партнера. Затем соединяет руки в "замок", делает шаг вперед правой ногой, имитирует удар левой стопой в левое колено другого партнера и освобождается от захвата. Выполнить по 20 раз, поочередно меняясь ролями.

  1. Провести в парах работу над индивидуальной техникой-15 мин.
  2. Провести круговую индивидуальную тренировку на тренажерах по предложенной выше схеме.
  3. Провести учебно-тренировочные бои по заданию тренера .

УРОК №10

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Повторить подготовительные упражнения, необходимые для изучения приемов с ножом.
  4. Повторить приемы самозащиты против ножа, предложенные на 5,7 и 8-м уроках.
  5. Изучить новые приемы самозащиты против ножа:
  1. Атакующий стоит правым боком к партнеру на расстоянии вытянутой руки. Атакующий правой рукой наносит колющий удар ножом слева направо в область груди партнера. Защищающийся предплечьями рук проводит средний блок с переходом на захват запястья и плеча атакующей руки противника; сгибает его туловище и проводит имитацию удара коленом по его правому плечу. Выполнить 20 раз и поменяться ролями.
  2. Защищающийся делает средний блок правым предплечьем с переходом на захват запястья атакующей руки противника, одновременно поворачивается на 180°, ставит правую стопу параллельно левой и левым предплечьем проводит имитацию удара по шее атакующего. Затем сгибает его туловище, левой рукой захватывает подбородок, поворачивается влево на 180° на правой ноге и опрокидывает противника на спину. Выполнить 20 раз и поменяться ролями
  1. Продолжить изучение технического комплекса с ножом.
  2. Повторить подготовительные упражнения с палкой.
  3. Повторить приемы самозащиты против ударов палкой, предложенные на 5,7 и 8-м уроках.
  4. Изучить новые приемы самозащиты против ударов палкой.

Атакующий правой рукой наносит короткой палкой удар сверху по голове противника. Защищающийся подшагивает левой ногой вперед с одновременным проведением верхнего блока левым предплечьем в предплечье атакующей руки противника; отпускает его руку вниз и зажимает палку между своей левой рукой и туловищем. Поворачивается на 180° вправо, проводит рычаг на сжатые пальцы противника, вырывает у него оружие и бьет его правым локтем в голову. Выполнить 20 раз и поменяться ролями.

УРОК №11

  1. Разминка-15 мин.
  2. Акробатика-20 мин.
  3. Повторить упражнения для приемов с ножом.
  4. Повторить приемы самозащиты против ножа, предложенные на 7,8 и 10-м уроках.
  5. Изучить новые приемы самозащиты против ножа.

Партнеры стоят на расстоянии вытянутой руки. Атакующий правой рукой наносит колющий удар ножом справа налево. Защищающийся левым предплечьем проводит верхний боковой блок с переходом на захват предплечья атакующей руки партнера; затем имитирует удар снизу правым локтем по внутренней стороне его правого плеча и удар ребром правой ладони по шее. Выполнить 20 раз и поменяться ролями.

  1. Продолжить изучение технического комплекса с ножом.
  2. Повторить подготовительные упражнения с палкой.
  3. Повторить премы самозащиты против ударов палкой, предлодженные на 7,8 и 10-м уроках.
  4. Изучить новые приемы самозащиты против ударов палкой.

Атакующий правой рукой наносит прямой колющий удар короткой палкой в грудь противника. Защищающийся делает шаг левой ногой вперед с одновременным поворотом туловища в право - уходит от удара; обеими руками прижимает палку к своей груди, подшагивает правой ногой вперед с одновременным поворотом туловища влево, проводит рычаг на сжатые пальцы противника, вырывает у него оружие и правым коленом бьет его в промежность.

УРОК №12

  1. Разминка - 15 минут.
  2. Акробатика - 30 минут.
  3. Повторите имитацию ударов руками и ногами по заданию тренера - 20 минут.
  4. Повторить приемы самозащиты против нападения двух партнеров, предложенные на 3-ем уроке.
  5. Разучить новые приемы самозащиты против двух атакующих.
  6. Провести в парах работу над индивидуальной техникой - 15 минут.
  7. Провести круговую индивидуальную тренировку на тренажерах по предложенной выше схеме.
  8. Провести учебно-тренировочные бои по заданию тренера.

 

На главную страничку