Общеизвестно, что дети рождаются марафонцами, поэтому, когда они бегают круглый год для здоровья и удовольствия, это следует приветствовать. Бег естественное продолжение игры. Исходя из этого воспитатель-валеолог, врач по здоровью должны строить беговую программу для детей дошкольного возраста без нажима. Главная цель – приучить детей к длительному бегу для развлечения.

Вам предлагаются несколько основных принципов в работе с детьми:

1.      В основе беговой практики должны лежать олимпийские и спортивные идеалы;

2.      Прививайте детям разноплановую легкоатлетическую подготовку (избегайте однообразия и монотонности);

3.      Каждый юный бегун заслуживает внимания и похвалы независимо от способностей. Лодырей и бездарей от природы не существует (помните это!);

4.      Каждая тренировка должна быть веселой и разнообразной.

Ребенок прирожденный бегун на длинные дистанции, большое количество рентгеновских снимков демонстрируют более благоприятное соотношение между объемом сердца и весом тела детей, чем у взрослых.

Исследования показывают, что у обычного девятилетнего ребенка отношение объема сердца к весу тела больше, чем когда-либо потом в его жизни, если только он не будет тренироваться на выносливость на уровне спортсменов мирового класса.

Доктор ван Аакен привел пример, когда семилетний мальчик играючи преодолел 8000 м за 90 минут с перерывами. Можно привести  пример описанный Еленой и Борисом Никитиными. Однажды их шестилетняя дочка по беговой дорожке пробежала 30 кругов (по 200 м) просто так, ради удовольствия. А через год – 55 кругов, то есть 11000 м. По ван Аакену, здоровый ребенок любит бегать и играть весь день, и его скорее надо приобщать к занятиям видами спорта, требующими выносливости.

Даже «нетренированные» дети обладают высоким уровнем потребления кислорода – этот параметр считается хорошей мерой выносливости. В самом деле, показатели многих семи- восьмилетних детей лучше, чем у любого тренированного бегуна на длинные дистанции. Весьма интересно, что показатели нетренированных детей так же высоки, как и тренированных. Это еще раз доказывает, что абсолют естественного развития ребенка приходится на период 4 года, инерционная пропорциональность потенциала сохраняется до 5-7 лет, но к десяти годам падает в 5-10 раз как невостребованные.

 Выносливость – дар природы, который мы наделены в детстве и который бездарно теряем, когда становимся взрослыми.

Несомненно  бег- «король тренировки». Работает много мышц, дыхание не стесненно, нагрузка ровная, дозировка ее удобная – от самой медленной «трусцы» до любой скорости.

Дыхание имеет значение, но не очень большое. Запыхался ребенок – придержите его темп и дыхание восстановится. Кончилось время или дистанция – путь пройдется немного шагом и пусть дышит как дышится. Лучше меньше, чем больше. Излишек углекислоты в крови как раз способствует расширению сосудов, и кислородный долг скорее исчезнет.

Необходимо с первых занятий приучать детей дышать носом во время бега. Но это совсем не просто и прийдет со временем. Дыхание носом хотя и труднее, кажется менее эффективным, но зато тренирует диафрагму, приучает дыхательный центр к излишкам углекислоты. Зимой защищает трахею и бронхи от прямого попадания холодного воздуха.

Как далеко бегать детям? Столько, сколько они хотят, и столько, сколько они могут без вреда для себя. Воспитателю-валеологу, занимающемуся с подготовленными детьми основной группы, можно рекомендовать забеги на дистанции от 500 до 3000 м. Не обязательно пробегать всю дистанцию без останова. Ребенок может во время бега устраивать кратковременные перерывы для отдыха, переходя на шаг.

Не следует подталкивать детей к соревнованиям или тренировочным занятиям на дистанциях длиннее 7000 – 10000 м даже если они и могут их освоить. Помните, большой километраж приводит к перенапряжению в растущих костях, серьезно нагружает сердечно-сосудистую систему.

Основное внимание  необходимо уделять детям специальных медицинских групп, которые имеют те или иные отклонения в здоровье и поэтому не могут заниматься беговой подготовкой на уровне основных групп. По многим вопросам методики работы с дошкольниками специальных медицинских групп имеются противоречивые мнения. Они представляют собой рекомендации отдельных авторов или относительно небольших коллективов работников (энтузиастов), по долгу службы оказавшихся на этом поле деятельности.

Главное в рекомендациях вышеперечисленных авторов, заключается в строгой постепенности в повышении нагрузок, воспитательно-образовательного и прикладного значения на основе строгих показаний соответственно функциональному состоянию организма занимающегося ребенка. Не рекомендуется в первые месяцы занятий включать много новых упражнений. Беговую подготовку для детей спецгрупп лучше заменить ходьбой.

В связи с тем, в литературе недостаточно конкретных данных по работе с детьми имеющих значительные отклонения в здоровье, рекомендуется индивидуализация и еще раз индивидуализация при разумной достаточности, как во время занятий в группе, так и при нагрузках во время самостоятельных занятий, с грамотным использованием естественных факторов природы.